Знаете ли вы, с помощью какого мощнейшего инструмента можно осуществлять управление сознанием, формирование общественного мнения и, в конце концов, манипулирование людьми? Средства массовой информации. С их помощью легко навязать любые шаблоны и стереотипы. Они создают информационное поле, которое само по себе не может быть абсолютно нейтральным (даже манера подачи информации может отражать отношение автора – например, корреспондента – к описываемому событию), а если еще применить специальные приемы, основная масса населения (или целевая аудитория) будет думать именно так, как удобно кому-то.
10 способов манипулирования людьми с помощью СМИ:
- Знать о людях больше, чем они сами. Современная наука – биология, нейробиология, прикладная психология – располагает настолько обширными знаниями о человеке, что позволяет безотказно воздействовать на подсознание человека, обходя сознание и такие его «неудобные» для манипуляторов свойства, как оценочное отношение и критичность. Например, рекламщики прекрасно знают, что использование секса в рекламе ВСЕГДА влечет за собой повышение уровня продаж. Какими бы странными и неуместными не казались сексуальные символы, они неизменно повышают привлекательность товара в глазахпотенциальных покупателей.
- Отвлечение внимания. Основной элемент управления обществом – это насыщение информационного простора малозначительными сообщениями с целью отвлечения внимания аудитории от действительно важных вещей. В выпусках новостей нередко можно наблюдать такую картину: сюжеты о войнах и стихийных бедствиях в далеких государствах, название которых нам ни о чем не говорит, а в это время бегущей строкой – сообщение о внесении важных изменений в законодательство.
- Создание проблем и предложение способов их решения. Манипулирование людьми этого вида – достаточно тонкий и изощренный прием. Для этого нужно создать некую проблемную ситуацию, рассчитанную на негативную реакцию населения и на то, что оно само потребует принять те меры, которые на данный момент нужны правящим кругам. Если, скажем, нагнетать обстановку, подчеркивая обилие насилия в городах (например, часто показывать сюжеты криминальной хроники, незаметно создавая впечатление повсеместной агрессии и опасности), в скором времени люди сами потребуют принятия законов об усилении мер безопасности, которые на самом деле будут ущемлять гражданские свободы.
- Способ постепенного применения. Иногда негативная информация выдается дозированно, чтобы не создавать лишней паники. Так делается во время военных действий, если вести с линии фронта не радуют. В начале 90-х в новостях не рассказывали всей правды о дефолте и безработице, иначе могла произойти революция. Но так делалось и после взрыва на ЧАЭС, когда вся страна знала о какой-то аварии, но абсолютно не представляла себе масштабов трагедии.
Отсрочка исполнения. Еще один способ навязать народу непопулярное решение. Просто нужно преподнести его как вынужденную необходимость и добиться согласия людей на то, что оно будет осуществлено не сейчас, а позже. Всем нам зачастую проще согласиться на проблемы в неопределенном будущем, чем пожертвовать чем-либо прямо сейчас.
- Обращаться к народу как к малым детям. Использование инфантильных речевых оборотов на подсознательном уровне отбрасывает человека в детство, а детям свойственно отсутствие критичности и доверие ко всему, что им скажут.
- Делать упор не на размышления, а на эмоции. Знаете ли вы, чем внушение отличается от убеждения? Пытаясь убедить, человек объясняет, приводит доводы и аргументы… Это хлопотно и не дает 100%-ного результата. То ли дело внушение: стоит только апеллировать к эмоциям. Внушение не позволяет «разжевать» информацию, оно предлагает готовую порцию идей и мыслей в красивой обертке.
- Способствовать невежеству. Нельзя позволять людям понимать методы и приемы, с помощью которых ими манипулируют. Предупрежден – значит, вооружен. Системе не нужны умные, самостоятельно мыслящие люди – ими неудобно управлять.
- Культивировать посредственность. Нужно внедрить моду на глупость, пошлость и невоспитанность. Судя по современной рекламе и различным изданиям, мужчины должны думать только о крутых авто и многочисленных любовницах, а женщины – о соляриях и маникюре.
- Усиливать чувство вины. «Низкая зарплата? Ты неудачник». Удобнее, если все будут думать именно так. Вместо критики экономической системы и внутренней политики государства стоит заняться самоуничижением и мыслями о собственной несостоятельности. Это приводит к бездействию, а оно расслабляет. Люди, чувствующие себя виноватыми, не поднимут революцию.
Зная о способах управления сознанием, вам будет легче распознавать моменты, когда вами пытаются манипулировать. Анализируйте: чего от вас хотят?