Трудоголизм как способ бегства | один+одна

Практически каждому человеку знакомо состояние такой увлеченности своей работой, что все мысли – лишь о ней, и вообще возникает желание принести на рабочее место раскладушку и пожить там. Но у большинства это состояние быстро проходит – когда удается воплотить задуманное или, наоборот, энтузиазм проходит. Но есть люди, которые живут в таком состоянии постоянно и считают работу своей жизнью – трудоголики.

Слово-то какое, а? Почти как алкоголики. Хотя, казалось бы, что плохого, ну нравится человеку его работа, да и на здоровье…

Вот только печальная статистика свидетельствует, что те, кто «горит» на работе, в гораздо большей степени подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний, а все из-за перегрузок организма и постоянных стрессов. Ну а как без стрессов, если за работу переживаешь, а тут то кирпич не завезли, то партнеры подвели.

О трудоголизме по-научному

Впервые термин «трудоголизм» ввел американский психолог У. Оутсон в далеком 1971 г. Он дал этому понятию следующее определение: «страстная тяга к работе; сильная, неконтролируемая потребность непрерывно работать».

Современные же психологи добавляют, что для того, чтобы назваться трудоголизмом, наша любовь к своей работе должна иметь хронический характер и мешать реализации человека в остальных сферах жизни.

Что ж, у многих из нас есть излюбленный способ, с помощью которого мы сбегаем от реальности, и у трудоголиков он заключается в чрезмерной фиксацией на работе, которая становится не средством самореализации и не экономической необходимостью, а «единственной отдушиной».

На проявление и развитие трудоголизма влияют как внутренние, так и внешние факторы. Какие?

Причины возникновения трудоголизма:

  1. Личностные качества. У трудоголиков есть некие общие черты характера, которые позволяют говорить уже о некоторой закономерности. Это перфекционизм, компульсивность (влечение к определенным действиям), организованность, трудолюбие, упорство, ориентация на достижения и успех, а также сверхответственность, из-за которой человек никогда не решится делегировать свои обязанности и будет делать все, что сможет, самостоятельно.
  2. Национальные особенности, культура, социальные установки. Всем известно, что в Японии, а также во многих азиатских странах, трудоголизм стал неотъемлемой чертой каждого жителя: такая себе национальная традиция – «зашиваться» на работе. В нашей культуре, откровенно говоря, это не принято, но в определенных слоях общества также считается обязательным условием профессионального и социального успеха.
  3. Корпоративная культура. Честно – я не знаю, откуда в крупных западных корпорациях взялся этот культ трудоголизма. Есть подозрение, что это – дело рук хитрых топ-менеджеров, придумавших вот такой способ нефинансовой мотивации сотрудников: просто внушить всем, что постоянный аврал и дедлайн – это нормальный рабочий режим, а если ты хочешь чего-то добиться, то придется почти что жить в офисе. Так поступают первые лица компаний, и тогда их подчиненные начинают следовать тем же ролевым моделям. Еще один стимул трудоголизма – жесткая внутренняя конкуренция.
  4. Общая склонность к аддикциям. Зависимость от работы – это тоже аддикция, причем социально одобряемая. Если человек склонен к зависимому поведению (то есть использованию привычных стимулов для получения положительных эмоций), то он найдет себе источник удовольствия – если не работу, то игры, секс или что-то еще. В чем же кайф интенсивной работы? Многочасовой интенсивный труд при наличии стимуляции (ожидание финансового вознаграждения или похвалы руководства, высокий интерес к выполняемой задаче и т. д.) способствует выделению адреналина, а потом — к состоянию эйфории.

Вот и получается, что трудоголизм, несмотря на очевидные неблагоприятные последствия (усталость, стрессы, неприятности в семье), с психологической точки зрения имеет и собственные выгоды: чувство собственной значимости, карьерные успехи, финансовая независимость. Ну, кроме всего прочего, уход с головой в работу – это прекрасный способ отвлечься от каких-то неприятных моментов собственной жизни.

Как же он развивается?

Стадии развития трудоголизма:

  1. Стадия мобилизации (героическая). Подъем сил, прилив энергии: перед человеком стоят новые задачи, за которые обещано какое-то вознаграждение: поощрение или, наоборот, отрицательный стимул – возможность увольнения, к примеру. (Кстати, деньги на жтом этапе играют как раз не решающую роль). Организм в такой ситуации настолько мобилизуется, что перестает быть восприимчивым к негативным факторам: в таком состоянии человек спокойно может не поддаваться заболеваниям и спать по 5 часов в сутки. Субъективно такой момент воспринимается работником как период высшей реализации собственного потенциала. Конечно, это приятно: кому не хочется почувствовать себя героем? Позитивное отношение в этот период касается не только собственной персоны, но и окружающих: коллеги кажутся компетентными, клиенты – приятными, начальство – справедливым. Однако, чем выше эйфория, тем более гнетущим будет состояние спада после нее – а это состояние обязательно наступит, когда гормоны стресса начнут выводиться из крови для понижения тонуса. Рекомендации: на стадии мобилизации чрезвычайно важно не забывать об отдыхе – как бы ни хотелось забыть про сон и мчать на все парусах к достижению цели. И еще: приготовьтесь к тому, что скоро вас покинет эта фантастическая трудоспособность, и вы не будете в состоянии не то что перевернуть мир, а доделать отчет. Это не повод считать себя никуда не годным неудачником, все это – результаты психофизиологических процессов.
  2. Стадия выдерживания (стеническая). В том случае, если на предыдущей стадии человек так и не нашел времени на отдых и восстановление сил, наступает стадия выдерживания: становится сложно выполнять поставленные задачи, накапливается усталость и разочарование. Теперь уже работник начинает ждать конца рабочего дня, выходных, отпуска, чего на героической стадии попросту не было. Энтузиазма становится меньше: отношение у сотрудникам и клиентам становится безразличным. Возвращаются болезни и простуды, тонус падает. Эта усталость пока еще обратима: после сна и выходных силы пока еще восстанавливаются. Стеническая стадия может тянуться очень долго, и путей выхода из нее два: успех или болезнь. По достижении успеха человек, воспрянув духом, возвращается на первую, героическую стадию, если же все заканчивается болезнью или каким-то срывом, сотрудник переходит на третью стадию.
  3. Астеническая стадия. На этом этапе силы заканчиваются, возникает слабость, раздражительность, отчаяние, апатия, опустошенность. Режим отдыха нарушается окончательно: с утра человек чувствует себя хуже всего, днем появляется интерес к работе, вечером – возбуждение и бессонница. Теперь приходится прибегать к активной стимуляции: по утрам – кофе, по вечерам – снотворное или алкоголь. Эта стадия соответствует состоянию хронического дистресса (хронического напряжения, возникающего вследствие длительного стресса). Это состояние невозможно не заметить: эффективность работы сильно снижается, ухудшаются память и внимание, в работе появляются серьезные «проколы». Отношение к окружающим становится резко негативным: клиентов человек и видеть не может, общение с коллегами сильно ухудшается. Плохо то, что и с самоотношением на данной стадии возникает масса проблем: сотрудник чувствует себя ни на что не годным ничтожеством. Выхода два: отдых или затяжные болезни – если не прислушаться к своему организму, он заставит обратить на себя внимание. Опытные HR-специалисты знают: после смены корпоративной политики компании и ужесточения требований к сотрудникам количество больничных в течение года резко увеличивается. Долго находиться на этой стадии нежелательно, и особенно важна для трудоголика поддержка извне и хороший отдых.
  4. Стадия профессиональной деформации. Игнорируете 3-ю стадию? Получите своеобразный «рабочий механизм», человека, вытеснившего все чувства и оставившего лишь рабочие опции. На коллег и клиентов он будет смотреть как на объект, единицу: функции свои выполняет, но в личные взаимоотношения не вступает. Вы таких наверняка видели: усталый врач районной поликлиники или кассир, который смотрит на покупателей как на часть интерьера. Интересно, что физически человек может чувствовать себя нормально, но вот интерес к работе и жизни вообще на этой стадии уже утрачен. Выйти из стадии деформации очень сложно – трудоголик считает, что он «просто делает свою работу», и проблемы никакой нет. Рекомендации: как мы уже сказали, выйти с этой стадии очень сложно, поэтому актуален вопрос профилактики. Ну, а для профилактики выгорания очень важны такие аспекты, как осознанность и мотивация. Периодически задавайте себе 2 вопроса: «Есть ли смысл в том, чем я занимаюсь?» и «Приносит ли мне моя рабочая деятельность радость?». Все мы смотрим на мир трезво и в курсе, что даже любимая работа иногда надоедает, но все же чувство удовлетворенности должно преобладать. Если же «все не так и все не то» — возможно, вы заняты чем-то не тем?

Что делать трудоголикам? Рекомендации психологов:

  1. Прислушивайтесь к себе. Очень важно самостоятельно регулировать собственное физическое и эмоциональное состояние – обращать внимание на самочувствие, балансировать между хорошей работой и хорошим отдыхом, а также объективно оценивал собственные возможности и пределы.
  2. Не забывайте об отпуске. Не зря обязательный отпуск оговорен КЗоТом: не стоит им пренебрегать, и помните – 2 недели непрерывного отпуска положены всем, даже чрезвычайно важным, незаменимым сотрудникам.
  3. Ищите способы восстановления сил. Общайтесь с близкими, не бросайте хобби, находите время на досуг: вся жизнь не может сводиться к одной лишь работе, какой бы замечательной, любимой и престижной она ни была.
  4. Иногда бывает полезно сменить место работы. Возможно, в другой компании на аналогичной должности вы будете чувствовать себя намного комфортнее просто из-за того, что руководство компании придерживается более мягкой политики в отношении своих сотрудников. Опять же, о таких вещах лучше узнавать «изнутри», от самих сотрудников.

Что и говорить, любое предприятие и любая сфера деятельности держится на кучке энтузиастов-трудоголиков. Вот только вопрос: как чувствует себя эта самая «кучка»? Возникает дилемма: разве великие свершения и открытия не стоят того, чтобы посвятить им всего себя? С точки зрения психологии – не стоят: психологи всегда больше всего волнуются за сохранность психологического здоровья и благополучия каждой личности, а не за благо всего человечества.