Симптомы раннего детского аутизма | один+одна

Статистика по заболеваемости аутизмом неизменна вне зависимости от климата, государства, уровня жизни – 4 человека на каждые 10 000. Не так уж мало. Многие из нас видели фильмы о таких людях – «Человек дождя», «Карточный домик», «Восход Меркурия». Но мало кто из нас общался с такими людьми и знает, что такое аутизм, симптомы и признаки данного заболевания. И все же эта информация не будет лишней, тем более для родителей маленьких детей – важно знать, какие особенности важно не оставлять без внимания.

Симптомы детского аутизма:

  1. Стремление к одиночеству, ограничение контактов с другими людьми.
  2. Отгораживание от внешнего мира.
  3. Склонность к повторяющимся словам и действиям.
  4. Однообразие интересов, пристрастий и предпочтений.
  5. Сопротивление малейшим изменениям обстановки (даже стул, оказавшийся не на своем месте, может вывести аутичного ребенка из равновесия).
  6. Нарушение развития речи (ребенок может не разговаривать вовсе или же разговаривать с «невидимым собеседником»).
  7. Слабость реакции на внешние стимулы – слуховые, зрительные (нередко у таких детей в раннем детстве подозревают глухоту или слепоту).
  8. Слабая эмоциональная реакция на близких, даже мать – вплоть до полного безразличия.
  9. Страхи и повышенная тревожность.
  10. Склонность к ритуализации обыденных действий.

Помните, что эти признаки – это не просто «особенности», а весьма тревожные сигналы, даже один из них, что же тогда говорить о совокупности нескольких. Но оценивать состояние ребенка, а уж тем более ставить диагноз может только врач.

Стереотипное поведение как симптом аутизма

Аутичный ребенок погружен в свой собственный мир, отгораживаясь от внешнего, и не стремится к межличностным контактам, вплоть до их избегания. Не смотрит в глаза окружающим, вплоть до того, что может закрыть глаза руками, если попытаться наклониться к нему слишком близко. Но главный симптом, вызывающий проблемы в быту и недоумение окружающих – это стереотипное поведение.

Стереотипии – это неосознанные, непроизвольно повторяющиеся действия или движения.

Характерные стереотипии при аутизме:

  1. Двигательные стереотипы – раскачивание, прыжки, взмахи руками и т.д. Эти движения сменяются периодом заторможенности, когда ребенок может надолго застыть в одной позе, порой вычурной и неудобной.
  2. Речевые стереотипы – автоматическое повторение чужих слов (эхолалия), отказ от речи – не потому, что ребенок не может говорить, а потому, что не хочет (мутизм), повторение набора штампованных фраз. Часто дети-аутисты говорят о себе во 2 или 3 лице. Впрочем, так бывает не у всех и коррекция речи нужна не всегда – некоторые дети даже опережают сверстников по развитию речи.
  3. Пространственные стереотипы – затрудняются в копировании даже простых движений: путают лево-право, верх-низ, вперед-назад. Очень чувствительны к перестановке мебели и предметов в доме – это нужно делать только с согласия ребенка.
  4. Социальные стереотипы – страхи, тревожность, избирательность контактов или отказ от них, дискомфорт при общении.
  5. Игровые стереотипы – использование необычных материалов для игры, часто это – предметы домашнего обихода: веревки, обувь, столовые приборы и т.д. Игры очень однообразны, и это тоже настораживающий симптом: ребенок с аутизмом может часами строить абсолютно одинаковые пирамидки из кубиков. Никогда не играют с другими детьми в сюжетные игры (в магазин, «дочки-матери» и т.д.).

А как быть, если врачи все же подтвердили подозрения родителей и поставили их ребенку диагноз РДА (ранний детский аутизм)? Этот вопрос затрагивался в статье «Рекомендации родителям по воспитанию детей с аутизмом». В целом же – не опускать руки, заниматься со своим ребенком и обращаться за помощью к специалистам.

Источник: статья психолога Сыроватской Ю.В. на портале b17.ru.

/wp-content/uploads/2014/11/Sotsialnaya-reklama.Autizm.mp4