Симптомы и признаки школьной дезадаптации | один+одна

Первое сентября – главный праздник в жизни первоклассника! По крайней мере, родителям хочется так думать… Но вдруг выясняется, что, несмотря на долгую подготовку к школе, ваши рассказы о том, как там интересно, трепетный совместный выбор канцтоваров ребенок совсем не в восторге от школьных будней. Ребенок не хочет идти по утрам в школу, неохотно встает, стал плаксивым и раздражительным, у него появились какие-то страхи и ночные кошмары? Это означает, что налицо школьная дезадаптация.

Школьная дезадаптация – это нарушение процесса приспособления ребенка к условиям обучения. Она может проявиться в любом возрасте, но чаще всего дает о себе знать в условиях каких-то перемен в учебном процессе:

  • первый класс – начало обучения;
  • пятый класс – переход в среднюю школу, новая система обучения (разные учителя, разные классы);
  • переход в другую школу.

Причины школьной дезадаптации:

  1. Недостаточная подготовка к школе. Возможно, ребенку не хватает навыков и знаний для освоения школьной программы (ведь от современных «первоклашек» уже требуется умение и читать, и считать!), а может быть, просто недостаточно развиты психомоторные навыки – например, малыш пишет медленнее одноклассников и попросту не успевает. вот почему, если педагоги советуют не отдавать ребенка в школу слишком рано, к ним стоит прислушаться.
  2. Недостаточность навыков самоконтроля. Детям сложно привыкнуть сидеть целый урок, молчать на уроке, не выкрикивать и т.д. В большей степени это касается первоклассников: учителя начальных классов утверждают, что в первое время многим детям сложно понять, почему нельзя посреди урока встать и пройтись по классу или достать из ранца игрушку и поиграть. Это и есть дезадаптация.
  3. Неприспособленность к темпу обучения. Программа рассчитана на среднестатистического ребенка данного возраста. Но ведь дети все разные, и кто-то может попросту «не поспевать» за объяснениями в силу своей медлительности (а ее определяют физиологические особенности, и их не подгонишь «по щучьему велению»). Проблемы в учебе возникают и у физически ослабленных детей, особенно когда они пропускают школу по болезни.
  4. Социальная дезадаптация. Процесс обучения может сильно пострадать, если у ребенка не получается наладить контакты с социальным окружением: одноклассниками, учителями.

Чтобы обнаружить школьную дезадаптацию, достаточно просто понаблюдать за ребенком. Если ребенок неохотно рассказывает о своих школьных делах, это уже тревожный звоночек. Полезно пообщаться с учителем или родителями других детей.

Признаки школьной дезадаптации

Условно признаки дезаптации ребенка к школе можно разделить по типам, но помните, что причины и признаки могут не совпадать: например, проблемы с поведением могут быть проблемой не сами по себе, а как следствие социальной дезадаптации.

  1. Физиологический уровень – повышенная утомляемость, слабость, снижение работоспособности, головные боли и боли в животе, нарушения аппетита и сна, обгрызание ногтей, дрожи в пальцах, двигательной заторможенности или, наоборот, активности.
  2. Познавательный уровень – ребенок не усваивает школьную программу и требуемый ею объем знаний.
  3. Эмоциональный уровень – негативное отношение к школе и классу, нежелание туда ходить, проблемы в отношениях с учителями и сверстниками. Важно различать: ребенок жалуется вам на проблему или же в целом негативно относится к школе и процессу обучения? Во втором случае ждите поведенческих нарушений.
  4. Поведенческий уровень – импульсивное поведение, низкий уровень самоконтроля, неприятие школьных правил, агрессивность или же, наоборот, зажатость.

Кстати, случаи полной школьной дезадаптации (на всех 4-х уровнях) – большая редкость. Чаще всего «страдает» какая-то одна сфера: ребенок может плохо учиться, но быть «душой компании» или, наоборот, ненавидимым всеми «зубрилкой».

Если у вас возникают вопросы по уровню адаптированности вашего ребенка к школьному процессу, обратитесь к школьному психологу – в его распоряжении масса средств для диагностики этого свойства. Но пускать ситуацию на самотек нельзя: сложно вернуть ребенку мотивацию к учебе, да и наверстывать учебный материал, «прошедший мимо», тоже тяжело.