В нашем обществе работа – это давно уже не просто место, на котором мы отбываем трудовую повинность. Она стала символом социального статуса и своеобразным альтер-эго, накладывая отпечаток на нашу личность. Это и называется профессиональной деформацией человека. Как же не «застрять в костюме»?
Чем больше сил и времени мы посвящаем своей профессиональной деятельности, тем неизбежнее берет в нас свое профессионал: суровость судьи, терпение воспитателя. деловая хватка предпринимателя становятся «второй натурой». Все это находит отражение в образе жизни, кругу общения, домашнем укладе. Мы заводим знакомых из числа тех, кто «может пригодиться» в профессиональной деятельности, считаем бюджет в очереди, обдумываем очередную концепцию на пляже. А все потому, что в современном мире ты – это твоя работа.
Плюсы профессиональной деформации человека
У профдеформации, как и у любого личностного изменения, есть плюсы и минусы. Минусов, правда, больше, но сейчас не о них.
Первый и очевидный – человек действительно становится профессионалом, постоянно «включенным» в рабочий режим. Для него самого это не слишком хорошо, а вот для общего дела такие энтузиасты – всегда находка.
Приобретенные на работе привычки и качества находят применение и в повседневной жизни: лидерские качества и решительность руководителя помогает в воспитании детей, опыт общения с людьми продавца-консультанта делает его идеальным переговорщиком в любом конфликте.
Минусы
А вот и недостатки рабочих деформаций: должность подавляет сущность человека. Ну не могут же, в самом деле, все учительницы быть всегда настолько правильными и уверенными в своей правоте! Это у них не от природы, это – побочный эффект профессиональной деятельности.
Отдельно стоило бы поговорить о профессиональной деформации людей, по долгу службы призванных поддерживать порядок и дисциплину – военных, моряков, сотрудников правоохранительных органов, руководителей серьезных предприятий. Они выстраивают всю жизнь и весь домашний быт «по линии», приучая к этому и своих близких.
Домашние тираны, которых не ценят и не уважают на работе – это тоже отчасти жертвы рабочей деформации. Говорим: отчасти, потому что не нужно оправдывать работой тяжелый характер и неумение идти на компромиссы.
Больше всего страдают от профессиональной деформации перфекционисты – «синдром отличника» не позволяет им быть рядовым работником и просто делать свое дело: только на «пятерку»!
Последняя капля
Есть профессии, которые предполагают постоянную собранность и внимательность на рабочем месте – большинство таких работников в быту очень рассеяны (мозг ищет возможность ослабить концентрацию внимания, и такой человек может все терять и все забывать).
Есть также профессии, характеризующиеся высокой степенью загруженности. Это дает человеку нежелание заниматься чем-то еще, помимо работы («Могу я отдохнуть в свое свободное время?!»). И, несомненно, ухудшает отношения с близкими: чем выше напряженность в рабочей деятельности, тем больше негатива, раздражения и усталости будет у человека по возвращению домой.
Как избежать профессиональной деформации?
По большому счету, полностью избежать профессиональной деформации человека не удастся – любая профессиональная деятельность так или иначе накладывает свой отпечаток. И все же кто-то уходит в работу полностью, а кто-то учится совмещать ее с другими сферами жизни. Поэтому для тех, кто уже увяз в рутине рабочих будней и тех, кто рискует это сделать, есть ряд рекомендаций по самопомощи:
- Разделяйте работу и личную жизнь. Деловые звонки в 10 вечера и написание отчетов до утра допустимы лишь изредка, в случае аврала, но никак не в качестве ежедневной практики. Рабочие проблемы оставляем в офисе, работу на дом не берем (по возможности, конечно).
- Следите за собой. Заметив за собой «рабочие замашки», останавливайтесь, пока вас не останавливают другие. Хотя, возможно, вы уже слышали от близких: «Командовать будешь у себя на работе!», но не придали этому значения. А ведь такие фразы – первые «звоночки» о том, что вы мысленно чаще в делах, чем дома.
- Ищите хобби. Причем далекое от вашей профессии, а лучше всего – максимально контрастным. Вы бухгалтер? Займитесь танцами. Юрист? Займитесь художественной резьбой по дереву. Принцип понятен: при работе, полной стрессов, лучше выбрать что-то спокойное и умиротворяющее при однообразной и рутинной – спорт, путешествия. Лучше всего помогает «встряхнуться» именно смена впечатлений.
- Отгородитесь от своего рабочего статуса. Руководите и командуете? Дома отдайте «пальму первенства» второй половинке. Подчиняетесь? Попробуйте поруководить в семье, почувствовать свою значимость.
И помните: вы – это не ваша работа. Личность слишком многогранна, чтобы очерчивать ее лишь профессиональной деятельностью. Поэтому не запускайте другие сферы своей жизни – семью, друзей, досуг, увлечения – ради работы. Иначе нарушится гармония, и неприятности в профессиональной сфере могут стать сокрушительным ударом для вашей личности. А ведь это ни к чему, правда?