Быть экстремалом модно, и львиную часть экстремалов составляют подростки. У них есть свои особенности: если взрослые предпочитают «пощекотать себе нервы», все же подстраховываясь с помощью хорошего снаряжения, то подростки в этом плане безрассудны – выполняют опасные трюки безо всякой страховки. Паркур, зацепинг (катание на крышах электричек), да мало ли что еще они придумают…
Еще совсем недавно вы выбирали ему игрушки и популярные обои для детской комнаты, а сегодня узнаете, что он любит посидеть на крыше высотки или проехаться на сцепке между вагонами поезда. Явление не новое, но менее опасным оно от этого не становится.
Почему подростки идут на риск?
И родителей, и педагогов, и ученых волнует вопрос: почему же подростки так стремятся «глотнуть адреналина», причем с риском для жизни?
Если обратиться к физиологии, то выясняется, что у подростков, чья высшая нервная деятельность еще не сформирована окончательно, растет и развивается, та нейронная сеть, которая отвечает за обдуманность решений, еще не сформировалась окончательно. Зато та нейронная сеть, которая отвечает за риск и импульсивность, уже функционирует вовсю.
Есть и другие причины такого поведения. Психология подростка такова, что он жаждет доказать: я сам, я могу. Было бы большой ошибкой считать, что к экстремальным развлечениям тянутся лишь подростки из неблагополучных семей. От этого не застрахован ни один человек, который хотел бы самоутвердиться – в своих собственных глазах, а чаще в глазах окружающих. Кстати, это не обязательно мальчики: у некоторых девочек тоже просыпается тяга к «острым ощущениям».
Смерти нет! Или есть?
Еще одно явление, которое лежит в основе и тяги к экстриму, и подросткового суицида – несформированность Я-концепции. Она проявляется, в частности, в небрежном отношении к смерти: подросток уже понимает, что смерть есть, но не понимает, что она может произойти с ним. Как в песне группы «Сплин»: «Думают люди в Ленинграде и Риме, что смерть – это то, что бывает с другими».
.Им сложно представить, что одно неосторожное движение может обернуться трагедией, что смерть – это навсегда, и это не компьютерная игра, где можно сохраниться – и снова начать игру… И, кстати, да: для подростков весь этот риск – это просто игра.
Что делать?
Чтобы оградить подростка от ненужного риска и поиска приключений, разговаривайте с ним: говорите, что вы его любите и он вам дорог. Возможно, ваш подросток просто не задумывается о том, что, если с ним что-то случится, для его родителей это будет крах.
Говорите с ним о героях, спасающих чьи-то жизни, подчеркивайте, что риск – дело благородное, но лишь тогда, когда он оправдан, а неоправданное «лихачество» — глупость и признак детскости.
Еще один способ избавления подростка от излишней тяги к адреналину – это дозированная, безопасная «выдача» адреналина. Пусть щекочет себе нервы социально приемлемым и безопасным для жизни способом: можно прокатиться на «американских горках», можно заняться единоборствами… Правда, организовывать досуг лучше с детства: в 13-14 лет уже сложно что-то навязать ему.
А еще – интересуйтесь жизнью своего ребенка: где он бывает, чем занимается, с кем общается, что его интересует? Если у вас будут доверительные отношения, это снизит возможность возникновения у подростка деструктивных увлечений. И не стесняйтесь проконсультироваться с психологом, если не знаете, что делать: все-таки ситуация не из простых.