Каждый из нас может ответить на вопрос, каков психологический климат в его рабочем коллективе, какие в нем царят отношения, ценит ли руководство каждого сотрудника или работник чувствует себя всего лишь «винтиком» в служебной машине, который можно легко заменить?
Недооценивать климат в коллективе нельзя: это – один из мощных факторов, влияющих на степень преданности сотрудников своей работе, а также на производительность труда. Думаете, психологический климат – это что-то иррациональное, плохо поддающееся объяснению? Но специалисты по психологии управления давно все разложили «по полочкам» и разобрали на составляющие. Рассмотрим их по отдельности.
Типы отношений между членами рабочего коллектива
- Дружеская кооперация – взаимопомощь и взаимовыручка, вплоть до круговой поруки. Основывается на полном доверии и доброжелательном отношении.
- Дружеское соревнование – соперничество в отдельных производственных сферах, но соперничество дружелюбное, без вражды. Такой вид отношений очень продуктивен в плане производительности труда (вспомните, в советские времена все «трудились наперегонки»: и пионерские «звездочки» макулатуру собирали, и бригады рабочих план перевыполняли. Правда, соревнование, навязанное «сверху», гораздо менее эффективно).
- Невмешательство – члены коллектива дистанцируются друг от друга, не сотрудничая и не соперничая. Зачастую ограничиваются лишь деловым общением, не вступая в неформальные отношения.
- Соперничество – позиция «каждый сам за себя», ориентация на индивидуальные цели (даже тогда, когда работа выполняется совместно). В таких коллективах всегда царит атмосфера всеобщего взаимного недоверия, распространены случаи «доносов» и подсиживания.
- Кооперация антагонистов — сотрудничество (настолько, насколько того требует совместная деятельность) на фоне общих негативных взаимоотношений.
Почему же такие огромные отличия? Ведь ясно, что каждому хотелось бы работать в дружелюбном, доброжелательном коллективе, а не «террариуме».
К счастью, психологический климат – это всего лишь обстоятельства, сопутствующие профессиональной деятельности людей. А обстоятельства можно менять! Значит, и климат вполне поддается воздействию. Собственно, на это и направлены различные тренинги по корпоративной культуре и сплочению коллектива. Надо сказать, зачастую они дают хорошие результаты! А что еще руководитель как лидер может сделать для своих подчиненных? Мы приведем факторы, влияющие на микроклимат, а вы можете оценить, на что можно повлиять.
Составляющие психологического климата коллектива
Все рабочие коллективы имеют психологические различия, которые проявляются:
- в характере внутреннего психологического климата;
- в характере психического состояния каждого сотрудника и степени их сплоченности.
Психическое состояние коллектива характеризуется главным образом степенью удовлетворенности ее членами своей деятельностью, а также ее результатами. На степень этой удовлетворенности оказывают влияние:
- характер и содержание деятельности, отношение сотрудников к своей деятельности (любовь или нелюбовь), престиж, материальная заинтересованность, перспективы карьерного роста;
- наличие привлекательных сопутствующих возможностей – решения каких-то собственных проблем (например, бесплатного лечения), возможности прославиться, увидеть мир или познакомиться с интересными людьми.
Руководству вполне по силам заинтересовать сотрудников системой поощрений или возможностью сделать карьеру. Кстати, поощрения могут быть весьма неожиданными. Например, в одной фирме упала производительность труда, а именно – показатели продаж. Возможности заинтересовать денежным вознаграждением не было. Тогда директор объявил, что каждому, кто в конце месяца выполнит норму, на весь следующий месяц будет предоставлен в личное пользование отдельный кабинет. Все дело в том, что сотрудники находились в большом общем помещении, с массой рабочих столов… Надо ли говорить, что за кабинет началось соревнование? Да и затраты не понадобились.
Взаимоотношения руководство-коллектив
Еще один немаловажный фактор, и уж на него-то начальство может повлиять напрямую. На эти взаимоотношения, помимо стиля руководства, влияют степень учета интересов людей и степень учета интересов дела.
Исходя из этих параметров, Р.Блейк и Дж.Моутон описали 5 типов взаимоотношений:
- Невмешательство – низкий уровень заботы как о людях, так и о производстве. Многое руководитель делает сам, избегая делегации полномочий, и не стремится к особым производственным успехам.
- Теплая компания – высокий уровень заботы о коллективе, низкий – о производстве. Характеризуется стремлением установить комфортные условия работы и теплые отношения.
- Задача – все усилия – на производственные задачи, с людьми считаются мало.
- Золотая середина – стремление оптимально сочетать интересы сотрудников и интересы производства. Работников не ставят в жесткие рамки, но и не позволяют бездельничать.
- Команда – наиболее предпочтительный тип отношений в коллективе, максимальный учет интересов персонала и производства.
Как видите, психологический климат коллектива – вещь хрупкая, но при этом вполне поддающаяся «воспитанию».