Цель процесса обучения ребенка – это вовсе не передача ему необходимого набора знаний (хотя и это тоже), но в первую очередь развитие его мышления. Важной составляющей мышления является логика, которая очень пригождается нам ежедневно: при принятии решений (мы можем анализировать собственный и чужой опыт), при изучении нового материала (если в нем есть уже знакомые нам закономерности). Ну, а у детей с развитой логикой быстрее проходит адаптация к школе и учебной нагрузке. Поэтому многие родители и педагоги совершенно правильно задаются вопросом: а как развивать у ребенка логику?
Похвально! Только хотелось бы напомнить о возрастных особенностях – логические суждения вполне доступны детям, но только в старшем подростковом возрасте им становятся доступны теоретические суждения и абстрактные понятия. Поэтому не стоит требовать от ребенка невозможного: развивайте его логику в доступном возрасту ребенка формате.
Развитие логики у детей разного возраста:
- Младенчество. В этом возрасте познание мира происходит путем физического контакта с ним: дети бросают, ломают и «пробуют на зуб» все, что попадает в руки. Поэтому игры на логику в возрасте до 2 лет – это именно наглядные игрушки и предметы, но, вы и сами понимаете, никак не загадки и ребусы. Больше всего детям нравятся игрушки, которыми можно манипулировать: сортеры, пирамидки, рамки-вкладыши, матрешки и т. д. Но пусть вас не огорчает, что ребенок пока еще не может собрать пирамидку: он действует путем проб и ошибок и со временем обязательно поймет, почему на стержень сначала надеваются крупные детали, и только потом мелкие. Ближе к 2-м годам у малыша начинает развиваться речь, а это уже начало символьных операций. Помочь ему в развитии речи можно, увеличивая словарный запас ребенка, а для этого необходимо читать ему детские книжки с понятными, яркими картинками (важно, чтобы они соответствовали содержанию прочитанного!); рассматривать и обсуждать с ним иллюстрации; инсценировать любимые сказки с помощью игрушек.
- Дошкольный и младший школьный возраст. Начало развития собственно логики. С освоением языка малыш уже начинает представлять мир посредством словесных образов и уже может понять сказку даже без опоры на иллюстрации. Прекрасное упражнение на развитие логики: пересказ и обсуждение сказки после ее прочтения – почему произошли те или другие события, что было бы, если бы главный герой поступил иначе?Ребенок начинает понимать разницу между будущим и прошлым, настоящим и воображаемым – в играх появляется слово «понарошку», и все это позволяет ему понимать причинно-следственные связи между различными явлениями. Логика для детей дошкольного возраста еще недоступна в полной мере — большинство логических операций, на которые способны дети этого возраста, основаны в большей степени на интуиции, чем на логике. Самое время предложить ребенку различные задания на развитие логического мышления – из печатных материалов или Интернета. Хорошо справятся с этим следующие задания: «Продолжи ряд», «Найди лишнее», «Лабиринт», «Путаница», «Нарисуй тень от предмета». Также ребенку будут интересны головоломки и настольные игры: домино, тетрис, судоку, домино. Прекрасный способ развития логики – загадки, их можно начинать использовать уже с 3-х лет.
Конечно, детям проще всего учиться и осваивать новые навыки в игре! То же самое происходит и с логическим мышлением.
Детские игры на развитие логики:
- Опыты для детей. Сейчас продается много готовых наборов для проведения опытов детьми, но кое-что вы можете показать ему и сами – например, взаимодействие уксуса и соды. Важно обсуждать опыты с ребенком, задавая ему вопросы: как ты думаешь, что будет, если это смешать? Почему так получилось? Как эти знания могут пригодиться в обычной жизни?
- Квесты. Любая игра-поиск (например, поиски клада по карте) способствует развитию логики, концентрации внимания и развитию памяти. Если карта будет простой, то искать клад ребенок сможет уже с 4-5 лет.
- Объединение предметов по общему признаку. Разложите игрушки перед малышом и попросите разделить их на 2 группы по какому-нибудь признаку (например, одна группа – солдатики, вторая – фигурки животных). Пусть ребенок сам выделит этот признак, вы можете лишь подсказать, если он затрудняется.
- «Холодно-горячо». Эту игру знают все: ребенок выходит из комнаты, взрослый прячет игрушку, ребенок возвращается и начинает поиски, руководствуясь подсказками «холодно» (если предмет далеко) или «горячо» (если он совсем рядом.
Ну, а дальше логическое мышление будет развиваться у ребенка самостоятельно, в процессе обучения в школе. Но и с подростком подобные занятия можно проводить: пусть это будут задания на интеллект, ребусы, головоломки, кроссворды. И, кстати, их интереснее разгадывать всей семьей!